Баббиты

Май 12, 2020 Ремонт

Баббиты

Баббит — антифрикционный сплав, впервые полученный ювелиром и изобретателем Исааком Бэббитом. Для производства украшений он не применялся, зато получил широкое распространение в промышленности. В 1841 году Бэббит получил золотую медаль ассоциации механиков Массачусетса, а еще через 3 года — 20 000 долларов от Конгресса США за передачу прав на патент на уникальный металл.

Баббит отличается гетерогенной структурой, в основе которой — свинец и олово. Также в состав входят добавочные вещества, выполняющие роль легирующих присадок: медь, сурьма, никель, кадмий и др. От них зависят специфические свойства металла. Например, медь увеличивает способность противостоять ударным нагрузкам. Никель отвечает за износостойкость. От кадмия зависит степень сопротивления изделия коррозии. Сурьма повышает общую прочность.

Комбинация веществ позволила получить высококачественный материал для заливки подшипников. Его наносят тонким слоем на вкладыш путем напыления или литья. Сочетая в себе пластичную основу и твердые частицы, материал обеспечивает быструю и равномерную прирабатываемость подшипника, минимальный износ и оптимальное скольжение детали.

Виды баббита

Общая группа баббитов включает несколько видов сплавов, которые отличаются друг от друга химическим элементом, взятым в качестве основы:

  • Свинцовый. Состоит из свинца и сурьмы, взятых в соотношении 87% к 13%. Данное соединение уступает своим аналогам по эластичности, поэтому применяется для изготовления подшипников ненагруженного типа.
  • Оловянный. Наиболее востребованный, но и самый дорогостоящий вид сплава. Отличается повышенной пластичностью и износостойкостью, благодаря чему применяется при производстве подшипников, предназначенных для постоянной интенсивной нагрузки. В его основе — олово, сурьма, медь, кадмий и никель.
  • Кальциевый. В его основе — свинец. Среди добавок — натрий и кальций. Сплав отличается наиболее низкой стоимостью, небольшой теплопроводностью и высокой плотностью. Однако быстро окисляется и имеет низкую износостойкость. Чаще всего его используют во вкладышах рамных подшипников вагонов, которые подлежат частой замене.

Благодаря разнообразию видов и свойств баббит остается одним из наиболее популярных сплавов антифрикционного действия.

Антифрикционные сплавы должны иметь малый коэффициент трения между подшипником и валом, высокую износостойкость, пластичность для прирабатываемости к поверхности вала, твердость, обладать микрокапиллярностью, В зависимости от химического состава различают такие марки оловянных и свинцовых баббитов: Б16, БН и БС6, Б88, Б83, Б83С.Основная сфера использования сплава – подшипники.

Благодаря особым антифрикционным свойствам, а также износостойкости и теплопроводности, сплав баббит может применяться для изготовления подшипников самого разного назначения. Баббит бывает на основе олова и на основе свинца. -Свойства свинцового баббита – более высокие рабочие температуры. Он используется для для прокатных станов, двигателей с высокой нагрузкой, и т. п.-Оловянный баббит отличается небольшим коэффициентом трения, большей вязкостью. Высокая теплопроводность, стойкость к коррозии и износу, отличают оловянный баббит от свинцового.Более прочным считают баббитовый сплав на основе олова. Сплав на основе свинца менее прочен.Минус баббита – подверженность усталости металла. Для увеличения срока службы подшипника баббитовый слой изготавливляют тоньше.

Сферы и области применения

Так как баббит обладает уникальными техническими характеристиками, он активно используется в промышленности. Сферы его применения ограничиваются всего несколькими областями, в которых он просто незаменим. Рассмотрим сферы и области применения баббита более подробно:

— производство подшипников. Из баббита формируется тонкий слой в основе подшипника. Если подшипник подвержен высоким температурам, используют оловянный баббит, если же в приоритете долговечность – свинцовый. Важно знать, что чем тоньше слой данного сплава, тем больше будет срок эксплуатации подшипника.

— тяжелое машиностроение. Практически во всех машинах металлургии и горнодобывающей промышленности он используется в поршнях, подшипниках и других подвижных конструкциях. Кальциевый баббит повсеместно используется в легкозаменяемых деталях из-за его невысокой стоимости.

— автомобилестроение. Баббит является незаменимой составляющей дизельных двигателей автомобилей и сельскохозяйственной техники (используется свинцовый баббит из-за его относительной устойчивости к высоким температурам). Также он используется в движимых составах пассажирских и грузовых вагонов.

Баббит – это материал с уникальными свойствами. На протяжении своей полуторавековой истории он и по сей день не утратил актуальности и важности в механике. Данный материал имеет как достоинства, так и недостатки, однако правильное его использование обеспечит долгую и стабильную работу механической конструкции.

Характеристика баббита

Баббит — металлический сплав, в основе которого лежит олово или свинец в различных пропорциях. Баббит является антифрикционным материалом. Это значит, что он обладает невероятно низким коэффициентом трения, а потому повсеместно используется в целях стабилизации при воздействии высоких нагрузок.

В качестве легирующих веществ используются такие металлы как медь, сурьма, кадмий, натрий, мышьяк и некоторые другие. Имеет невысокую температуру плавления – от 280 ̊С до 400 ̊С в зависимости от составляющих сплава. Чтобы понять, какими техническими характеристиками обладает баббит, нужно рассмотреть виды и марки баббита.

Правила приема подшипникового сплава

Пункты, осуществляющие прием цветного металлолома, в т.ч. и баббита, при оценке антифрикционного металла ориентируются на стандарты, принятые в 2009 году.

Оценка баббитов по ГОСТ 1639-2009:

Вид лома Характеристика Показатели Норма
Олово Б83, Б83с, Б88. Лом и куски баббитов Засоренность
Олово
Свинец
Размер
Не больше 3%
Не менее 80%
Не более 1,5%
Не менее 200мм
Олово Б16, БН, Бс6, БКА, БЛШ, БК2Ш Лом и куски баббитов Засоренность
Олово
Свинец
Размер
Не больше 3%
Не менее 1,5%
Не более 63%
Не менее 200мм
Олово Б 83, Б 83с, Б 88 Стружка Засоренность
Олово
Свинец
Не более 4%
Не менее 80%
Не более 1,5%
Олово Б16, БН, Бс6, БКА, БЛШ, БК2Ш. Стружка оловянно-свинцовая Засоренность
Олово
Свинец
Не более 5%
Не менее 5,5%
Не менее 63%
Свинец БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц. Отходы кальциевых баббитов Засоренность
Свинец
Не более 7%
Не менее 94%
Свинец БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц Лом кальциевых баббитов Засоренность
Свинец
Не более 15%
Не менее 94%
Свинец БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц Стружка Засоренность
Свинец
Не более 10%
Не менее 86%

Оловянные и свинцовые баббиты входят в категорию цветного металла – олова.

Кальциевые принимают как лом свинца.

Также металлолом делится на категории:

  • сплав в форме чушки с допустимым уровнем примесей для прямого переплава;
  • брак, не поддающийся исправлению (чушки, осколки), отходы производства (стружка);
  • старый лом: баббитовые вкладыши, непригодные для дальнейшей эксплуатации.

Для точной оценки подшипникового сплава необходимы измерительные приборы, с помощью которых определяется химический состав и засоренность.

Цены на лом баббита

Часто стоимость олова в свинцово-оловянных сплавах определяется не за кг веса, а за процент дорогостоящего металла в килограмме лома.

Пункты приема, не имеющие профессионального оборудования, оценивают лом баббита на глаз, точность такого анализа сомнительна и зависит от опыта и профессионализма оценщика, а также его добропорядочности.

Цена 1 килограмма баббита в РФ:

Самая высокая цена за 1 кг лома у оловянного сплава с допустимым количеством примесей не более 0,3 %. Такой лом идет на первичную переплавку без дополнительной очистки от посторонних веществ. Крупные компании, специализирующиеся на заготовке и переработке лома на международном уровне, закупочную цену устанавливают по результатам торгов на мировом рынке.

Олово и свинец относятся к категории биржевого металла, цена постоянно меняется. Базовая цена в различных сплавах вычисляется по специальной формуле.

Параметры для вычисления базовой цены биржевого металла:

  • средняя цена на Лондонской бирже металлов за последние 5 сессий;
  • валютный курс рубля в долларах США;
  • коэффициент понижения, зависит от вида отходов и засора сплава (0,2-0,9);
  • дополнительный коэффициент понижения для смешанных отходов, равный 0,8.

Как продать с максимальной выгодой

Стоимость, по которой можно сдать лом баббита полностью зависит от химического состава и концентрации сплава.

Перекупщики и небольшие базы, не имеющие лицензии и спецоборудования, не смогут точно определить количество олова или свинца в изделии.

Лицензированные компании по скупке и переработке металла – наиболее оптимальный вариант для выгодной продажи баббитов.

Спектральный анализ, сделанный с помощью профессиональных приборов, покажет точное содержание того или иного металла.

Для вывоза большого объема неликвидов (обычно от 200 кг) предоставляются услуги по транспортировке. Выезд грузового автотранспорта можно заказать по телефону, обговорив время и детали сделки.

Найти металлобазу с выгодными условиями непросто. Прочитав отзывы о той или иной компании в интернете, можно ошибиться в выборе пункта приема. Зачастую эти отзывы проплачены контент-мастером и написаны за денежное вознаграждение фрилансерами.

Найти скупщиков цветного металлолома с выгодными условиями и расценками также можно на специализированных форумах или в соцсетях, где участники дискуссии подскажут наиболее выгодный вариант в вашем регионе.

Самый же простой и быстрый вариант найти наиболее выгодные условия на прием лома баббита — устроить мини-тендер (если объем значительный) или самостоятельно собрать информацию по 5-10 приемным пунктам. То есть либо разослать свое предложение, либо обзвонить компании и выписать цены и условия приема.

Для юридических лиц также важно правильно оформить списание отходов производства. Необходимую для этого процедуру можно заказать специалистам компании, обладающей правами юридического сопровождения при приеме утильсырья.

Производство баббита

Сплав может быть получен двумя способами: первичным и вторичным. Первичный способ подразумевает использование первородной чистой руды, вторичный — металлический лом. В обоих случаях для изготовления деталей руду и лом переплавляют в чушки, масса которых не превышает 22 кг. Температура плавления баббита — 240–440°C — точное число зависит от вида соединения. Для плавления берут только чистые слитки, поскольку любое загрязнение может негативно отразиться на качестве изделия.

Технология заливки подшипников

Для всех видов сплава действует единый алгоритм заливки подшипников:

  1. Обезжиривание детали
  2. Очистка вкладыша подшипника.
  3. Плавление баббита
  4. Заливка подшипник баббитом
  5. Очистка и подгонка готового изделия

Сплавы производятся в соответствии с ГОСТ. Для каждого вида стандарты свои. Например, кальциевый баббит отвечает ГОСТ 1209-90, свинцовый и оловянный — 1320-74.

Преимущества баббита

Популярность и востребованность металла обусловлена рядом преимуществ:

  • Равномерность распределения нагрузки и прилегания. Благодаря этому обеспечивается максимально быстрая прирабатываемость подшипника и исключается его перегрев.
  • Высокая прочность и минимальный коэффициент трения. Материал отличается высокой износостойкостью.
  • Низкий показатель линейного расширения. По этому параметру сплав составляет конкуренцию большинству современных материалов.

Стоимость

Баббит реализуется в виде слитков, чаще всего — в больших объемах и по договорной цене. Среднерыночная цена напрямую зависит от вида, марки и производителя сплава. Так килограмм марки Б16 из свинца в FerroLabs стоит 135 руб. Оловянный Б83 стоит дороже — от 990 руб. за 1 кг. Средняя рыночная цена лома баббита составляет около 500 руб. за 1 кг.

Ответственно подойдите к выбору баббита — от вида металла будет зависеть качество будущего изделия. Отдавайте предпочтение проверенным и известным поставщикам, которые давно присутствуют на рынке.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *